Начни торговлю
без вложений и риска
С новым STARTUP бонусом $1000
Получи бонус
55%
от ИнстаФорекс
на каждое пополнение
Заработай до
$50000
на приглашении друзей получить StartUp Bonus от ИнстаФорекс
Вложений не требуется!

Эвристика доступности или как заставить толпу покупать бесполезные активы?

Опубликовано 11.10.2022 в 12:12.

Процесс принятия решений является одним из основных видов деятельности живых существ. И если животными движут инстинкты, в случае с человеком все не так просто.
Даниэль Канеман и Амос Тверски начали исследования в этом направлении ещё в 1970-х. Первый специализировался на экспериментальной и социальной психологии, второй был психологом-когнитивистом и экономистом, который первым описал когнитивные искажения. Они были убеждены, что пытаться объяснить поведение человека с точки зрения одного только рационализма - неправильно. Так и родилась цель их совместной работы: определить и изучить основные эвристические черты вероятностного мышления.

Сталкиваясь с трудной задачей, где нужно оценить вероятность или частоту какого-либо события, человек использует ограниченный набор эвристических стратегий, это максимально упрощает поиск решения.


Эвристика доступности - это склонность человека судить о вероятности чего-либо, опираясь на лёгкость нахождения примеров, которые подтвердили бы или опровергли то, о чем идёт речь.
Д. Канеман и А. Тверски провели серию экспериментов. Каждый участник получил 4 списка с  именами известных  и  менее известных мужчин и женщин. Их попросили вспомнить максимальное количество имён и чаще встречающиеся. На ум испытуемым приходили имена знаменитостей легче и быстрей, хотя они были не самыми распространёнными.
В ситуацииях, когда на характер принятия решения влияет эвритистика доступности оказывался, наверное, каждый. Например, новость о счастливчике, который выиграл джек-пот в лотерею, поднимает продажи билетов. А заставляет нас купить лотерейный билет близкий пример - если ему повезло, то повезёт и мне. Точно также влияют новости на трейдеров. Когда выходит отличная новость о каком-то проекте, а на графике уже +60%, человек может забыть о ликвидности, РМ и ММ, и просто купить по рынку, рассчитывая на дальнейший рост. Также работает реклама различных каналов с высокими %-ми прибыли.

В 2012 г. интернет-издание "Business Insider" опубликовало материал с оценкой того, как доступность влияет на поведение игроков инвестиционного рынка. Всплески активности приходятся на период после сообщений об экономическом росте и благоприятных условиях, а падения после отрицательных оценок.
Нужно отметить, что эвристика доступности, несмотря на приведённые примеры, далеко не всегда явление всецело негативное, создающее простор для манипуляций. В бытовой жизни эвристика доступности - это отточенный до автоматизма способ принимать решения в простых и давно известных случаях, без длинных и ненужных раздумий.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что максимальная активность на том же биткоине приходится на то время, когда он торговался по максимальным ценам.

На финансовых рынках этот метод активно используют инсайдеры, которые до официального выхода новости уже прекрасно знают, какое влияние она окажет на трейдеров. Вы не обращали внимание на то, как цена без каких либо видимых причин начинает расти и лишь спустя некоторое время появляется положительная новость? Это действия тех самых инсайдеров, скупающих актив до того момента, пока о новости не узнает большинство инвесторов.

А самое забавное начинается тогда, когда выходит положительная статистика, которая должна привести к росту цены, но она почему-то начинает падать. Это происходит из-за того, что инсайдеры, заблаговременно открывшие длинные позиции, теперь их сливают толпе, и тем самым фиксируют прибыль.

Полезная статья? Поделитесь с друзьями!